Автоматизация корректировки Реклассификация капитала

Автоматизация корректировки Реклассификация капитала

Если возникает необходимость готовить отчетность чаще, чем раз в год, и ручной процесс перестает устраивать, требуется автоматизация. Представляем вам инструмент автоматизации корректировки «Реклассификация капитала» в Excel, который уже внедрен у нескольких наших клиентов и неоднократно проходил аудит Big 4. 

Каким требованиям должна удовлетворять корректировка?


ТРЕБОВАНИЯ БИЗНЕСА:

1. Готовить полный пакет комбинированной отчетности ежеквартально или ежемесячно.
2. Сократить трудозатраты на подготовку отчетности.
3. Снизить зависимость от исполнителей при подготовке отчетности.

Требования стандартов МСФО:

1.Детализация остатков и оборотов по капиталу для формирования Отчета об изменениях в капитале в разрезе:

  • статей капитала;
  • движений капитала.
(IAS 1 «Представление финансовой отчетности»)

2.Выделение операций с компаниями Группы и прочими связанными сторонами (IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность»).

ТРЕБОВАНИЯ БИЗНЕСА:

1. Готовить полный пакет комбинированной отчетности ежеквартально или ежемесячно.
2. Сократить трудозатраты на подготовку отчетности.
3. Снизить зависимость от исполнителей при подготовке отчетности. 

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ МСФО:

1. Детализация остатков и оборотов по капиталу для формирования Отчета об изменениях в капитале в разрезе:

  • статей капитала;
  • движений капитала.

(IAS 1 «Представление финансовой отчетности», )

2. Выделение операций с компаниями Группы и прочими связанными сторонами (IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность»). 

Решены следующие проблемы ручного расчета

Говорить о наличии каких-то проблем при подготовке данной корректировки не приходится, так как корректировку реклассификации капитала как таковую компании обычно не готовили. Отчет об изменениях в капитале обычно собирался отдельно: в трансформационной таблице счета капитала классифицировались на статьи капитала без деления на движения (для подготовки отчета о финансовом положении), а далее при подготовке отчета об изменениях в капитале выделялись движения. В парадигме модели трансформации, как единого источника правды, остатки капитала сразу разбиваются на движения с выделением оборотов со связанными сторонами для подготовки раскрытия по связанным сторонам. Не возникает ситуации, что остатки в трансформационной таблице не бьют с остатками в отчете, и исполнитель экономит время при подготовке отчетности.

Какую ценность получили компании от внедрения инструмента?

Помимо ценностей, присущих всей системе автоматизации (подробнее на главной странице), корректировка реклассификации статей P&L дополнительно приносит следующие ценности:

Возможность подготовки МСФО-отчетности ежемесячно в условиях быстрого закрытия.

Данная корректировка способствует автоматическому сбору Отчета об изменениях в капитале с минимумом трудозатрат на подготовку отчета.

Возможность быстро перезагрузить данные, если в процессе расчета корректировки у локальной бухгалтерии возникла необходимость провести или скорректировать операции закрываемого отчетного периода задним числом.

Возможность вносить ручные правки классификаций и прочих данных для отдельно взятых проводок в специальных полях ручного ввода для оставления аудиторского следа. При обновлении данных в новом периоде эти правки сохраняются автоматически.

На подготовку корректировки уходит от 10 до 20 минут в зависимости от объема новых аналитик в отчетном периоде.

Для точной и детальной классификации движений есть возможность спускаться глубже до каждой составляющей проводки: корреспонденция, корреспонденция + субконто/текст проводки, отдельная проводка.

Сохраняется преемственность классификаций статьи капитала, движения, статьи доходов/расходов при переходе из периода в период.

Сведение к минимуму ошибок в расчетах за счет глубокой системы автоматических проверок, подсказывающих конкретную причину проблемы.

Легкость проверки исполнителя за счет прозрачности и структурированности расчетов в Excel, наличия сообщений о внесенных ручных правках.

Ключевые возможности ПО

1. Весь требуемый функционал реализован в одном Excel-инструменте, в котором используется несколько выгрузок с детализацией до проводки.

2. Пользователю достаточно сделать выгрузки из учетной системы и указать инструменту путь к ним. С помощью Power Query выгрузки затягиваются инструментом автоматически, кликом по специальной кнопке «Обновить».

3. Детализация выгрузок до проводок позволяет выполнить более точную классификацию операций на статьи капитала, движения, статьи доходов/расходов и связанные стороны. Какие субконто использовать для классификаций, пользователь самостоятельно указывает в справочнике в зависимости от корреспонденций.

4. Все классификации прошлых периодов хранятся в справочниках Excel-инструмента, что позволяет сохранять преемственность классификаций из периода в период. Система сама визуально подсказывает пользователю о возникновении новых корреспонденций и аналитик, а также о необходимости обновить соответствующие справочники. Справочники дополняются автоматически нажатием специальной кнопки, поэтому работа пользователя с классификациями заключается только в «донаучении» новых аналитик в справочнике, если они появляются.

5. На основании субконто контрагента (если оно есть в проводке) и справочника связанных сторон из Мастер-справочника автоматически определяются операции с компаниями Группы и прочими связанными сторонами.

6. Основная бизнес-логика инструмента реализована через жестко заданные формулы Excel и недоступна к редактированию пользователем. Предусмотрены специальные поля ручного ввода, в которых пользователь может скорректировать классификации отдельных проводок. Система сигнализирует о наличии правок в местах ручного ввода. Так достигается защита от непреднамеренных изменений, прозрачность расчетов и облегчается аудируемость файлов.

7. Часто возникает ситуация, когда годовая МСФО отчетность готовится до того, как закрылась локальная отчетность и была проведена реформация баланса. Это значит, что в этот период могут проводиться еще расходы и остатки по капиталу в локальном учете на конец года не будут совпадать с остатками по капиталу, которые поступили на вход в МСФО отчетность. При переходе года начальные остатки на начало года по статьям капитала сохраняются в «Доходы | Расходы (PY)». Сохранение производится вручную путем копирования данных из инструмента на конец прошлого года, при этом нет необходимости следить за порядком и набором копируемых столбцов. Сохраненные значения сравниваются с начальными остатками в выгрузках. Далее пользователь разносит возникшие разницы на определенные счета по смыслу проведенных операций.

8. В результате расчета формируются следующие корректировки:

  • Классификация капитала на статьи капитала и движения;
  • Классификация «ошибок прошлых лет» на счете 84, которые бухгалтерия проводит в капитале, на статьи доходов расходов;
  • Разбор операций, проведенных в локальном учете в период между подготовкой МСФО отчетности и реформацией баланса в локальном учете;
  • Выделение операций со связанными сторонами.
Такой набор оптимален для 80% компаний. Набор корректировок и их специфика подстраиваются и могут быть дополнены под каждого клиента на этапе разработки функциональных требований. 

9. Если какая-то специфическая бизнес-логика не автоматизирована в инструменте и это одноразовый случай, всегда можно провести ручную проводку, указав счета по дебету, кредиту и сумму проводки на листе «Ручные проводки». Не придется тратить дополнительные бюджеты на доработку такой логики.

10. Перенос данных в Модель трансформации осуществляется автоматически посредством технического листа «AJE»: пользователю достаточно при открытии модели обновить связи на внешние файлы, используя обычный функционал Excel.

Теперь для достижения результата пользователю достаточно указать пути к сформированным выгрузкам, обновить исходные данные и справочники нажатием кнопки, «донаучить» справочники, проанализировать полученный результат и внести ручные правки при необходимости.

Ручные действия пользователя сведены к минимуму.
Акцент смещен на анализ информации и «донаучение» справочников.

Что Вы получите?

Процесс внедрения представляет собой согласование с клиентом методологии, разработку технического задания, автоматизацию, разработку инструкции, внутреннее тестирование, демонстрацию инструмента клиенту, поддержку первого закрытия.

Комплекс услуг по внедрению программного обеспечения

Надстройка Excel FIN.by Tools (>> узнать подробнее)

Excel-инструмент

Инструкция пользователя в формате PDF

Видеоинструкция работы в инструменте

Демонстрация-обучение работе в инструменте

CRM-форма появится здесь