Автоматизация корректировки Расходы будущих периодов

Если возникает необходимость готовить отчетность чаще, чем раз в год, и ручной процесс перестает устраивать, требуется автоматизация. Представляем вам инструмент автоматизации корректировки «Расходы будущих периодов» в Excel, который уже внедрен у нескольких наших клиентов и неоднократно проходил аудит Big 4. 

Каким требованиям должна удовлетворять корректировка?

ТРЕБОВАНИЯ БИЗНЕСА:

1. Готовить полный пакет комбинированной отчетности ежеквартально или ежемесячно.
2. Сократить трудозатраты на подготовку отчетности.
3. Снизить зависимость от исполнителей при подготовке отчетности.

Требования стандартов МСФО:

1. Отражение расходов по принципу начисления, т.е. в периоде, когда они были понесены (согласно Концептуальным основам МСФО). Т.е. предоплаты, которые зависли в остатках в локальном учете, но в реальности уже использованы, должны быть списаны на расходы за период.

2. Реклассификация предоплат на прочие статьи отчета о финансовом положении, которыми они являются по экономическому смыслу (например, нематериальные активы, обязательства по лизингу и прочее).

3. Детализация расходов как по функции, так и по характеру операций для формирования отчета о прибылях и убытках и раскрытий к нему. (IAS 1 «Представление финансовой отчетности»).

ТРЕБОВАНИЯ БИЗНЕСА:

1. Готовить полный пакет комбинированной отчетности ежеквартально или ежемесячно.
2. Сократить трудозатраты на подготовку отчетности.
3. Снизить зависимость от исполнителей при подготовке отчетности. 

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ МСФО:

1. Отражение расходов по принципу начисления, т.е. в периоде, когда они были понесены (согласно Концептуальным основам МСФО). Т.е. предоплаты, которые зависли в остатках в локальном учете, но в реальности уже использованы, должны быть списаны на расходы за период.

2. Реклассификация предоплат на прочие статьи отчета о финансовом положении, которыми они являются по экономическому смыслу (например, нематериальные активы, обязательства по лизингу и прочее).

3. Детализация расходов как по функции, так и по характеру операций для формирования отчета о прибылях и убытках и раскрытий к нему. (IAS 1 «Представление финансовой отчетности»).

Какую ценность получили компании от внедрения инструмента?

Помимо ценностей, присущих всей системе автоматизации (подробнее на главной странице), корректировка реклассификации статей P&L дополнительно приносит следующие ценности:

На подготовку корректировки уходит от 5 до 15 минут в зависимости от объема новых аналитик в отчетном периоде.

Возможность подготовки МСФО-отчетности ежемесячно в условиях быстрого закрытия.

Возможность быстро перезагрузить данные, если в процессе расчета корректировки у локальной бухгалтерии возникла необходимость провести или скорректировать операции закрываемого отчетного периода задним числом.

Возможность вносить ручные правки классификаций и прочих данных для отдельно взятых РБП в специальных полях ручного ввода для оставления аудиторского следа. При обновлении данных в новом периоде эти правки сохраняются автоматически.

Сохраняется преемственность классификаций на статьи расходов при переходе из периода в период.

Сведение к минимуму ошибок в расчетах за счет глубокой системы автоматических проверок, подсказывающих конкретную причину проблемы.

Легкость проверки исполнителя за счет прозрачности и структурированности расчетов в Excel, наличия сообщений о внесенных ручных правках.

Ключевые возможности ПО

1. Весь требуемый функционал реализован в одном Excel-инструменте, в котором используется несколько выгрузок с детализацией до аналитики РПБ.

2. Пользователю достаточно сделать выгрузки из учетной системы и указать инструменту путь к ним. С помощью Power Query выгрузки затягиваются инструментом автоматически, кликом по специальной кнопке «Обновить».

3. Классификация РБП производится посредством справочников в несколько уровней следующим образом:

Исключить
Включить Оставить на балансе РБП
Включить Списать на расходы Классификация РБП по функции и характеру затрат
Включить Рекласс в НМА
Включить Рекласс в лизинг

4. В данном инструменте исключается счет, который используется для отражения расходов по будущим отпускам. Корректировка по этому счету производится в соответствующей корректировке по начислению резерва по неиспользованным отпускам.

5. Все классификации прошлых периодов хранятся в справочниках Excel-инструмента, что позволяет сохранять преемственность классификаций из периода в период. Система сама визуально подсказывает пользователю о возникновении новых корреспонденций и аналитик, а также о необходимости обновить соответствующие справочники. Справочники дополняются автоматически нажатием специальной кнопки, поэтому работа пользователя с классификациями заключается только в «донаучении» новых аналитик в справочнике, если они появляются.

6. Основная бизнес-логика инструмента реализована через жестко заданные формулы Excel и недоступна к редактированию пользователем. Предусмотрены специальные поля ручного ввода, в которых пользователь может скорректировать классификации отдельных РБП. Система сигнализирует о наличии правок в местах ручного ввода. Так достигается защита от непреднамеренных изменений, прозрачность расчетов и облегчается аудируемость файлов.

7. Т.к. расчет производится от остатков на отчетную дату, для того чтобы определить сумму списания за отчетный период, при переходе года суммы списаний с РБП накопленным итогом сохраняются в реестр IN. Сумма за отчетный период рассчитается как разница между накопленной суммой списаний на отчетную дату и суммой списаний на конец прошлого года. Сохранение производится вручную путем копирования данных из реестра OUT инструмента на конец прошлого года, при этом нет необходимости следить за порядком и набором копируемых столбцов.

8. Если какая-то специфическая бизнес-логика не автоматизирована в инструменте и это одноразовый случай, всегда можно провести ручную проводку, указав счета по дебету, кредиту и сумму проводки на листе «Ручные проводки». Не придется тратить дополнительные бюджеты на доработку такой логики.

9. Перенос данных в Модель трансформации осуществляется автоматически посредством технического листа «AJE»: пользователю достаточно при открытии модели обновить связи на внешние файлы, используя обычный функционал Excel.

Теперь для достижения результата пользователю достаточно указать пути к сформированным выгрузкам, обновить исходные данные и справочники нажатием кнопки, «донаучить» справочники, проанализировать полученный результат и внести ручные правки при необходимости.

Ручные действия пользователя сведены к минимуму.
Акцент смещен на анализ информации и «донаучение» справочников.

Что Вы получите?

Процесс внедрения представляет собой согласование с клиентом методологии, разработку технического задания, автоматизацию, разработку инструкции, внутреннее тестирование, демонстрацию инструмента клиенту, поддержку первого закрытия.

Комплекс услуг по внедрению программного обеспечения

Надстройка Excel FIN.by Tools (>> узнать подробнее)

Excel-инструмент

Инструкция пользователя в формате PDF

Видеоинструкция работы в инструменте

Демонстрация-обучение работе в инструменте

CRM-форма появится здесь